Военно-морской флот России

Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы Персоналии
Галерея картин Книги Аудио Видео Разное

Владимир Полиевктович Костенко

(8.9.1881 – 14.1.1956)

Сразу после окончания в 1904 г. Морского инженерного училища был назначен корабельным инженером на достраивающийся броненосец "Орел", и с ним совершил переход в составе 2-й Тихоокеанской эскадры к Цусиме. Участвовал в сражении, с экипажем броненосца был взят в плен, где по результатам Цусимского боя составил исключительное по своей полноте и ценности описание действий русских броненосцев 14 мая. В 1906 г. вернулся в Россию, в 1907-1911 гг. строитель линейного корабля "Андрей Первозванный", в 1908 г. участвовал в приемке в Англии крейсера "Рюрик". Занимал ряд должностей в МТК. Его способности были высоко оценены тогдашним главным инспектором корабле строения А.Н. Крыловым, который прочил В.П. Костенко в руководители МТК после своей отставки. Однако в связи с выяснившейся причастностью его к революционной эсеровской организации он был арестован, после двухгодичного содержания в Петропавловской крепости осужден и уволен с флота, и в начале 1912 г. занял по решению морского министра И.К. Григоровича, по рекомендации А.Н. Крылова, должность главного корабельного инженера николаевского судостроительного завода "Наваль". В этой должности разработав зимой 1916/1917 гг. проект линейного корабля с 16" артиллерией в четырех вариантах, в котором по опыту мировой войны провел основную идею на создание быстроходного, хорошо бронированного и имеющего развитую конструктивную подводную защиту корабля. С 1919 по 1922 г. являлся технические руководителем судостроительных заводов Николаева, в 1922-1924 гг. начальник управления промышленности Украины при ВСНХ, в 1924-1928 гг. член правления Ленсудотреста. В 30-е гг. работал главным инженером "Проект-верфи", руководил реконструкцией старых и строительством новых судостроительных заводов. В 1936 г. разработал оригинальный проект линкора водоизмещением 52,700 т с девятью 16" орудиями, на основе трехкилевого корпуса собственной "скользящей" конструкции, имеющего исключительно устойчивую противоторпедную защиту. В советское время дважды арестовывался (1928, 1941). Автор свыше 70 научных работ. Основные труды: "Теория корабля: сопротивление воды движению судна" (1926), "Броневая защита боевых кораблей" (не опубликовано, 1947), "На "Орле" в Цусиме" (1956).