Военно-морской флот России

Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы Персоналии
Галерея картин Книги Аудио Видео Разное

Юрий Федорович Лисянский

(1773-1837)

Юрий Федорович Лисянский родился 2 августа 1773 года в старинной дворянской семье. После окончания в 1786 году 2-м по списку Морского кадетского корпуса гардемарином служил на 32-пушечном фрегате “Подражислав” Балтийского флота. Во время русско-шведской войны 1788-1790 годов участвовал в нескольких сражениях со шведами. В 1789 году был произведен в мичманы. В 1793 году в числе 16 лучших российских морских офицеров лейтенанта Лисянского направляют волонтером в Королевский флот Великобритании. Четыре года молодой офицер бороздил моря и океаны почти по всему Земному шару. Он участвовал в боях против республиканской Франции, сражался с пиратами в районах Северной Америки и Вест-Индии, сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии. Отличился при пленении французского фрегата “Элизабет”, но был контужен.

В 1800 году он вернулся в Россию и служил на Балтийском флоте командиром фрегата. В ноябре 1802 года лейтенант Ю.Ф. Лисянский за 16 морских кампаний и участие в двух больший сражениях был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени.

В это же время для снабжения и защиты русских поселений на Аляске началась подготовка 1-й русской кругосветной экспедиции. Морское министерство назначает капитан-лейтенанта Ю.Ф. Лисянского одним из руководителей экспедиции и командирует его в Англию для закупки двух шлюпов и части снаряжения. К лету 1803 года шлюпы “Нева” и “Надежда” были готовы к дальнему плаванию. Руководил экспедицией и командовал шлюпом “Надежда” И.Ф. Крузенштерн. Ю.Ф. Лисянский был назначен капитаном шлюпа “Нева”. 26 июля экспедиция вышла из Кронштадта в путь, “не испытанный до того россиянами”. 14 ноября 1803 года шлюпы в первые в истории Российского флота пересекли экватор.

В дальнейшем, потеряв в тумане шлюп “Надежда”, “Нева” 1 июля 1804 года пришла к острову Кадьяк и более года находилась у берегов Северной Америки. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения индейских племен, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), провели много научных наблюдений и гидрографических работ.

В августе 1805 года шлюп “Нева” с грузом пушнины вышел в Китай и в конце ноября пришел в порт Макао, где соединился с “Надеждой”. При дальнейшем плавании корабли снова потеряли друг друга в тумане. Следуя самостоятельно, Лисянский впервые в истории мирового мореплавания провел свой корабль без заходов в порты и стоянки на якоре от берегов Китая в английский порт Портсмут.

22 июля 1806 года “Нева” первой возвратилась в Кронштадт. Ю.Ф. Лисянский и экипаж корабля стали первыми российскими кругосветными мореплавателями. Через две недели сюда же благополучно пришла “Надежда”.

Заслуги Ю.Ф. Лисянского были отмечены чином капитана 2 ранга, орденом Святого Владимира 3-й степени, денежной премией и пожизненной пенсией, а офицеры и матросы шлюпа преподнесли ему золотую шпагу с надписью: “Благодарность команды корабля “Нева””.

В 1807-1808 годах Лисянский командовал кораблями “Зачатие Святой Анны”, “Эмгейтен” и отрядом из 9 судов. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции. В 1809 году Лисянский вышел в отставку с чином капитана I ранга. В 1812 году он издал несколько книг, в которых систематизировал путевые записки о путешествии.

Скончался Юрий Федорович Лисянский 22 февраля 1837 года и был похоронен в Александро-Невской лавре. Его именем названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная года в Охотском море и полуостров на Северном побережье Охотского моря.