Военно-морской флот России

Плавания Коцебу на бриге "Рюрик" в Беринговом и Чукотском морях

(1816, 1817)

Как уже отмечалось, главной задачей экспедиции на бриге “Рюрик” под командованием лейтенанта Отто Евстафьевича Коцебу, снаряженной на средства графа Николая Петровича Румянцева, было отыскание морского пути из Берингова моря в Атлантический океан, придерживаясь берегов Северной Америки.

“Рюрик” вышел из Кронштадта 18 июля 1815 г. и пришел в Петропавловск 7 июня 1816 года.

В Петропавловске “Рюрик” был обшит медью, оставшейся после разоружения шлюпа “Диана” Головнина. Здесь съехали на берег для возвращения в Петербург ученый Вормшельд и больной лейтенант Иван Захарьин. На “Рюрике” после этого остался, кроме Коцебу, только один офицер-лейтенант Глеб Семенович Шишмарев. Трудно было Коцебу и Шишмареву в таком ответственном плавании. Правда, у Коцебу был еще один прекрасный помощник: прославившийся впоследствии своими исследованиями штурман Василий Степанович Хромченко.

Выйдя из Петропавловска 3 июля и определив координаты северной оконечности острова Беринга, Коцебу прошел к острову Св. Лаврентия я высаживался на его южной стороне. 18 июля Коцебу был в Беринговом проливе и одновременно видел берега Азии и Америки. Здесь, как отмечает Ивашинцев, Коцебу ошибся, посчитав остров Ратманова третьим в группе Диомида, и потому принял его за новое открытие. В действительности, острова Диомида (Гвоздева) состоят только из двух островов: Ратманова и Крузенштерна и скалы Фэруэй.

Следуя далее на северо-восток, Коцебу описал небольшую бухту Шишмарева с небольшим островом Сарычева перед ней и 20 июля усмотрел большой залив, восточные берега которого скрывались из виду. Считая, что этот залив может быть проходом в Северный Ледовитый океан, Коцебу вошел в него, но скоро убедился, что этот предполагаемый проход замыкается на севере высоким берегом.

Положив на карту этот залив, получивший название залива Коцебу, а также остров Шамиссо и залив Эшшольца, названные так в честь ученых экспедиции, Коцебу повернул на запад, подошел к мысу Дежнева и, спускаясь на юг, зашел в залив Лаврентия. 17 августа после определения в заливе Лаврентия нескольких астрономических пунктов и описи берегов. и двух небольших островов Хромченко и Петрова, названных так в честь. штурманов “Рюрика”, Коцебу направился на юг и 26 августа стал на якорь-в бухте Иллюлюк острова Уналашка. Во время стоянки у этого острова Коцебу описал пролив между островами Акун и Унимак.

3 сентября 1816 г. “Рюрик” покинул Уналашку и пошел на юг для новых исследований в тропической части Тихого океана.

Летом 1817 г. Коцебу намеревался продолжить свои исследования в северной части Берингова моря и 12 апреля пришел в Уналашку, где им в 1816 г. были заказаны байдары, предназначавшиеся для производства прибрежной описи.

Однако еще 1 апреля на пути в Уналашку во время шторма на “Рюрике” был сломан бушприт; несколько матросов переранило, самого Коцебу ударило об острый угол так сильно, что часть пути до острова Уналашка он почти не вставал с постели.

Исправив повреждения и взяв на борт 15 алеутов с байдарами, Коцебу 17 июня вышел на север. Зайдя на пути на острова Св. Павла и Св. Георгия, 28 июня “Рюрик” стал на якорь у восточного берега острова Св. Лаврентия. Берингово море к северу еще было покрыто льдами.

Здоровье Коцебу в сыром и холодном климате резко ухудшилось: разбитая во время шторма грудь давала себя чувствовать. Коцебу вынужден был повернуть к Уналашке.

В Уналашке Коцебу простоял с 10 по 16 августа, после чего вышел в обратное плавание в Кронштадт.

Первое плавание Коцебу в северной части Тихого океана (1816) увенчалось большими географическими открытиями. Самым важным из них надо считать открытие и опись залива Коцебу. В этом заливе (впервые в Северной Америке) был открыт ископаемый лед и в нем найден бивень мамонта. Надо отметить также замечательное предположение Коцебу, основанное на виде и положении пролива Беринга о том, “что Азия некогда была соединена с Америкой: острова Гвоздева суть остатки бывшего прежде соединения мыса Восточного (Дежнева) с мысом Принца Валийского (Уэльского)”. Это предположение предвосхитило современные воззрения.

Плавание 1817 г. из-за болезни Коцебу было менее успешным. Все же во время стоянки “Рюрика” у Уналашки штурман Хромченко на байдаре описал острова Акун и Акутан, а по пути на север были определены координаты острова Бобрового и других.