Военно-морской флот России

Плавание Головнина на шлюпе "Диана"

(1807 - 1809)

Корабли экспедиции Крузенштерна-Лисянского, хотя и плавали под военным флагом и были укомплектованы военной командой, все же были частными кораблями - они принадлежали Российско-американской компании. Первым русским военным кораблем, построенным на русской верфи и совершившим плавание из Балтийского моря в Тихий океан, была

“Диана” - шестнадцатипушечный шлюп водоизмещением 300 т и длиной 91 фут. Командиром ее был назначен лейтенант Василии Михайлович Головнин, уже знакомый с дальними плаваниями, так как до своего назначения на “Диану” несколько лет пробыл волонтером в английском флоте.

Сначала предполагалось, что “Диана” выйдет на Дальний Восток вместе с “Невой”, уходившей туда под командой лейтенанта Гагемейстера для конвоирования последней. Однако постройка и переоборудование “Дианы” затянулись, и “Нева” вышла в плавание одна.

“Диана” вышла из Кронштадта 25 июля 1807 г. и, зайдя на пути в Хельсингер, уже в сентябре была в Портсмуте. Здесь из-за всякого рода задержек, чинимых английской таможней, “Диана” простояла до 1 ноября.

О нравах, господствовавших в то время в английской таможне, Головнин записал:

“Все знают, что подлее, бесчестнее, наглее, корыстолюбивее и бесчеловечнее английских таможенных служителей нет класса людей в целом свете”

В это время из-за сближения России с Францией назревала война между Англией и Россией, и возможно, что английские таможенники действовали исключительно медленно по специальным указаниям своей правительства. Действительно, вскоре после ухода “Дианы” из Порсмута Россия объявила войну Англии и находившиеся одновременно с “Дианой” в Портсмуте фрегат “Спешный” и транспорт “Вильгельмина. были задержаны. Имевшиеся на них грузы, в частности золото и серебро, на сумму около двух миллионов рублей конфискованы.

На острове Св. Екатерины (Бразилия), куда Головнин пришел с января 1808 г., переменили одну из треснувших стеньг “Дианы”.

У мыса Горн “Диану” встретили жестокие штормы. Среди команда появились признаки цынги. 29 февраля Головнин,. всегда отличавшийся решительностью в своих действиях, повернул на восток с целью обогнуть мыс Доброй Надежды. 21 апреля “Диана” стала на якорь в Саймонс-бей у мыса Доброй Надежды, вблизи стоявшей здесь английской эскадры.

Несмотря на то что Головнин на случай войны России с Англиег запасся специальным пропуском английского правительства, “Диана была задержана.

После тринадцатимесячного ожидания Головнин, которому англичане чинили всякие препятствия даже в приобретении провизии, решил уйти от англичан.

Это было трудным делом. “Диана” нарочито была поставлена на двух якорях в самой глубине залива между английскими военными кораблями. Паруса на ней были отвязаны. Поэтому Головнин начал готовиться к побегу весьма тщательно.

Он пишет: “Я знал, что во всех гаванях и рейдах, лежащих при высоких гористых берегах, ветры очень часто дуют не те, какие в то же время бывают в открытом море, а потому я хотел точно узнать, какое здесь имеют отношение прибрежные ветры к морским. На сей конец я часто на шлюпке езжал в Фалс-Бай (Фолс-бей), брал с собой компас и замечал силу и направление ветра; на шлюпе то же в те же часы делалось”.

В результате таких наблюдений Головнин выяснил, что когда северо-западные ветры “начнут дуть крепкими шквалами, принесут облачную мокрую погоду и дождливые тучи, быстро по воздуху несущиеся к SO, тогда можно смело быть уверенным, что и в открытом море тот же ветер дует”

Такую погоду пришлось выжидать долго. Наконец, 19 мая 1809 г. задул крепкий северо-западный ветер со шквалами и дождем. В сумерках Головнин приказал привязать штормовые стаксели, в половине седьмого вечера обрубил якорные канаты и под штормовыми парусами вышел в море.

Это был исключительно смелый, искусный и хорошо рассчитанный маневр. В девять часов вечера “Диана” неслась в океане под всеми парусами. Опасаясь преследования, Головнин пошел сначала на юг до 40° ю. ш., а затем повернул на восток - в обход с юга Австралии.

После стоянки у острова Танна (Новые Гебриды) “Диана” 25 сентября стала на якорь в Петропавловске. Плавание продолжалось 794 дня - из них под парусами 326 дней и на якоре 468 дней. Самый длительный переход от острова Св. Екатерины до мыса Доброй Надежды продолжался 93 дня.

Описание плавания Головнина было напечатано в 1819г. в двух томах под названием “Путешествие российского императорского шлюпа “Диана” из Кронштадта в Камчатку, в 1807, 1808 и 1809 годах, под начальством лейтенанта В. Головнина”

После прихода на Камчатку Головнин плавал на “Диане” в водах Российско-американской компании, а затем в 1811 г. по приказу из Петербурга занялся описью Курильских островов. Во время этой описи Головнин был изменнически захвачен японцами на острове Кунашире

Из этого плена Головнин освободился лишь 7 октября 1813 г., т. е. через два года и три месяца.