Военно-морской флот России

Кругосветное плавание М. Лазарева на фрегате "Крейсер" (1822-1825) и плавание Андрея Лазарева на шлюпе "Ладога" к русской Америке (1822-1823)

36-пушечный фрегат “Крейсер” под командой капитана 2-го ранга Михаила Петровича Лазарева и 20-пушечный шлюп “Ладога”, которым командовал капитан-лейтенант Андрей Петрович Лазарев, посылались на Дальний Восток для доставки грузов в Петропавловск и Ново-Архангельск, “Крейсер”, кроме того, для охраны поселений и промыслов Российско-американской компании.

Суда вышли из Кронштадта 17 августа 1822 г. и, простояв для разных закупок в Копенгагене, в Скагерраке разлучились. “Крейсер” пришел в Портсмут 4 октября, а “Ладога”, получившая во время шторма повреждение фок-мачты, только 6 октября. Закупки в Лондоне инструментов, исправление рангоута и противные ветры задержали суда в Портсмуте до 29 ноября. Зайдя на пути на остров Тенерифе и в Рио-де-Жанейро, корабли повернули на юго-восток. 6 марта во время плавания по Атлантическому океану шлюп несколько раз отходил от фрегата миль на шесть перпендикулярно курсу для поисков острова, показанного на картах на 20°41 з. д., но безуспешно. Корабли обогнули мыс Доброй Надежды и Южный мыс Тасмании и 18 мая стали на якорь в порту Хобарт (Тасмания).

9 июня “Крейсер” и “Ладога” вышли из Хобарта. На следующий день во время шторма, нанесшего “Ладоге” кое-какие повреждения, корабли разлучились и пришли в бухту Матаваи (остров Таити) - “Крейсер” 8 июля, а “Ладога” 15 июля. 20 июля суда вышли в море и 24 июля, достигнув 13°36' ю. ш. и 148°58' з. д., согласно инструкции, начали раздельное плавание.

“Крейсер” пошел прямо в Ново-Архангельск, куда прибыл 3 сентября. Зимой он ходил для пополнения запасов в Сан-Франциско, где простоял с 1 декабря 1823 г. по 17 февраля 1824 года. Вернувшись в Ново-Архангельск, “ Крейсер” оставался в распоряжении главного правителя Русской Америки до половины октября, когда был сменен прибывшим из России шлюпом “Предприятие” под командой капитан-лейтенанта Коцебу.

“Ладога” после отделения от “Крейсера” пошла в Петропавловск-Камчатский. 21 августа, находясь на 30° 26' с. ш. и 170° 41' в. д., “Ладога” проследовала прямо через то место, где на картах значится остров Роко-де-Плата, но не увидела никаких признаков земли. Однако на следующий день на 33° 12' с. ш., 168° 52' в. д. около шлюпа летало несколько бабочек. Явление странное, если принять во внимание, что ближайшая земля (Япония), откуда эти бабочки могли быть занесены западными ветрами, находилась в это время в расстоянии не менее 2 500 километров.

10 сентября “Ладога” пришла в Петропавловск, где, выгружая грузы, привезенные для Петропавловска и Охотска, простояла до 15 октября. На пути в Ново-Архангельск “Ладога” осмотрела район около 49° с. ш .между 170 и 174° в. д. в поисках предполагаемой здесь земли. Поиски оказались безуспешными. 9 ноября “Ладога” пришла в Ново-Архангельск и здесь получила распоряжение от командира фрегата “Крейсер” М. П. Лазарева идти в Сан-Франциско на соединение со шлюпом “Аполлон”, пришедшим из Кронштадта в Петропавловск еще в августе 1822 года. С ним вместе она должна была возвращаться обратно. 14 ноября “Ладога” покинула Ново-Архангельск и 1 декабря 1823 г. бросила якорь в Сан-Франциско. Отсюда началось совместное со шлюпом “Аполлон” обратное плавание в Балтийское море.

Фрегат “Крейсер”, сдав охрану Русской Америки шлюпу “Предприятие”, 16 октября 1824 г. отправился в Сан-Франциско, куда пришел 21 ноября. Здесь в это время стоял шлюп “Предприятие”.

В Сан-Франциско, готовясь к плаванию вокруг мыса Горн, М. П. Лазарев простоял до 21 декабря. 24 января 1825 г. “Крейсер” прошел то самое место, на котором на испанских картах был означен остров (17° 05' ю. ш., 122° 01' з. д.). В дальнейшем, обогнув мыс Горн и зайдя по пути в Рио-де-Жанейро, Портсмут и Копенгаген, “Крейсер” 5 августа 1825 г. вернулся в Кронштадт. Самый длительный переход под парусами (из Калифорнии в Рио-де-Жанейро) продолжался 93 дня. По свидетельству современников, “Крейсер” после трехлетнего плавания вернулся в Кронштадт в блестящем состоянии как по сохранности корабля, так и по выучке команды. Так, начальник Морского штаба адмирал А. В. Моллер после осмотра “Крейсера” доносил царю, что он нашел фрегат “во всех отношениях не только в отличной, но даже необыкновенной превосходной исправности”.

“На “Крейсере” с М. П. Лазаревым плавали: мичман Павел Степанович Нахимов, ближайший ученик и последователь Лазарева, впоследствии знаменитый флотоводец и герой обороны Севастополя; мичман Ефим Васильевич Путятин, впоследствии известный мореплаватель и дипломат, и декабристы - лейтенант Федор Гаврилович Вишневский и мичман Дмитрий Иринархович Завалишин (до Русской Америки).

Заслуживает внимания, что “Метеорологические наблюдения, производившиеся во время кругосветного плавания фрегата “Крейсер” под командой капитана 2-го ранга Лазарева 1-го в 1822 -1823-1824 -1825 годах” были под этим названием опубликованы Морским министерством в 1882 году, т. е. спустя шестьдесят лет после их производства. Это доказывает ценность наблюдений М. П. Лазарева.

В заключение надо напомнить, что Михаил Петрович Лазарев был единственным из офицеров русского парусного флота, совершившим три кругосветных плавания в качестве командира судна: в 1813-1816 гг. на “Суворове”, в.1819-1821 гг. на “Мирном” и в 1822-1825 гг. на “Крейсере”.