Военно-морской флот России

Кругосветные плавания Хромченко на корабле "Елена" (1828-1830) и на транспорте "Америка" (1831-1833)

Корабль Российско-американской компании “Елена” под командой лейтенанта Василия Степановича Хромченко, вышел из Кронштадта 4 августа 1828 г. с грузами для Ново-Архангельска. Зайдя на пути в Копенгаген, Портсмут и Рио-де-Жанейро, Хромченко 31 января 1829 г. обогнул мыс Доброй Надежды. На пути к Австралии на 43° ю. ш. и 49°39' в. д. 8 февраля увидели на юге 8 айсбергов, их высота доходила по глазомерному определению до 200 футов.

Простояв в Сиднее с 17 марта по 20 апреля, Хромченко вышел на север. 11 мая на 7°13' ю. ш. и 177°30' в. д. был усмотрен обитаемый лесистый островок. На дальнейшем пути штурманом “Елены” Александром Кошеваровым были определены широты и долготы банки Гран-Кокал и среди Маршалловых островов: Мили, Маджуро, Эрикуп и Ликиеп.

4 июля “Елена” прибыла в Ново-Архангельск, а 15 октября направилась в Кронштадт вокруг мыса Горн. Зайдя по пути в Сан-Франциско, Рио-де-Жанейро, Хельсингёр и Копенгаген, “Елена” 10 июля 1830 г., через год и одиннадцать месяцев, вернулась в Кронштадт.

Самый длительный переход под парусами, из Сан-Франциско в Рио-де-Жанейро, продолжался 90 дней.

Как отмечает Ивашинцев, “это было одно из самых счастливых плаваний: не только что из команды не потеряно ни одного человека, .но даже не было никаких повреждений в корпусе корабля и вооружении”.

26 августа 1831 г. Хромченко уже в чине капитан-лейтенанта, командуя военным транспортом “Америка”, опять вышел из Кронштадта с грузами для Петропавловска и Ново-Архангельска. Зайдя по пути в Копенгаген, в Портсмут, в Рио-де-Жанейро и обогнув мыс Доброй Надежды и Тасманию, Хромченко 9 мая стал на якорь в Сиднее. Почти месяц прошел за исправлением повреждений, нанесенных в пути штормами. Только 10 июня транспорт вышел из Сиднея. 28 июня Хромченко определил широту и долготу островов Пейстер. В дальнейшем были определены координаты острова Гендервиль, некоторых островов группы Гилберта и некоторых из Маршалловых островов.

14 августа 1832 г. “Америка” подошла к Авачинской губе. У мыса Сигнального она села на мель. Через три дня, выгрузив часть грузов на присланный из Петропавловска бриг, “Америка” благополучно снялась с мели и, простояв в Петропавловске до 13 сентября, направилась в Ново-Архангельск.

В Ново-Архангельске транспорт, сдавая и принимая грузы, простоял с 8 октября по 20 ноября.

Обратный путь Хромченко, так же как и на “Елене”, совершил вокруг мыса Горн.

По пути он заходил в Сан-Франциско, на остров Питкерн, в Рио-де-Жанейро, порт Дил и Копенгаген. 13 сентября 1833 г. “Америка” вернулась в Кронштадт.

Всего под парусами она находилась 455 дней. Самый длительный переход (от Рио-де-Жанейро до Сиднея) продолжался 87 дней.

Хромченко совершил под парусами три кругосветных плавания: в первый раз штурманским учеником на “Рюрике”, затем командиром на “Елене” и “Америке”.