Военно-морской флот России

Плавание Невельского на транспорте "Байкал"

(1848 - 1849)

Капитан-лейтенант Геннадий Иванович Невельской, один из лучших и образованнейших морских офицеров, которого, казалось, ожидала блестящая карьера на Балтийском море, испросил себе скромное назначение командира военного транспорта “Байкал”, направляемого с грузами из Кронштадта в Петропавловск. Такое желание Невельского объяснялось тем, что он с юных лет заинтересовался вопросами о том, судоходно ли устье Амура и является ли Сахалин островом или полуостровом. Невельской решил воспользоваться плаванием на “Байкале", - чтобы эти вопросы разрешить. Однако кредиты на плавание “Байкала'” были отпущены только на один год. Невельской рассчитывал, что если он совершит плавание от Кронштадта до Петропавловска в возможно более короткий срок, то у него все же останется время для соответствующих изысканий

Благодаря исключительной энергии Невельского и его ближайшего помощника лейтенанта Петра Васильевича Козакевича “Байкал”, заложенный только в январе 1848 г., был закончен постройкой на несколько месяцев раньше срока. 20 июля он уже пришел в Кронштадт из Гельсингфорса (ныне Хельсинки), где строился, и начал принимать грузы.

“Байкал” был двухмачтовым барком, грузоподъемностью 250 т и длиной 94 фута. Всего на “Байкале” вышел в плавание 51 человек, из них 14 мастеровых для петропавловского порта.

21 августа 1848 г. “Байкал” покинул Кронштадт, 22-24 августа из-за свежего противного ветра простоял на якоре у восточного берега острова Сескара и, зайдя по пути в Копенгаген, 16 сентября стал на якорь в Портсмуте. Здесь Невельской задержался на две недели. Необходимо было проверить хронометры, закупить провизию и теплую одежду для команды.

Из Портсмута “Байкал” вышел 30 сентября и 15 ноября был в Рио-де-Жанейро. Приготовив корабль к трудному переходу вокруг мыса Горн, Невельской 1 декабря вышел из Рио-де-Жанейро, обогнул мыс Горн и, зайдя на пути в Вальпараисо и Гонолулу, уже 12 мая стал на якорь в Петропавловске, совершив переход от Кронштадта за 8 месяцев 23 дня. За это время он простоял на якоре всего 33 дня. Самый длительный переход под парусами (от Рио-де-Жанейро до Вальпараисо) продолжался 62 дня. На “Байкале” не было ни одного больного. Все грузы оказались в прекрасном состоянии.

Невельской справедливо гордился такими “морскими” достижениями и привел в своей книге любопытное сравнение:

“Предшественники мои, отправлявшиеся из Кронштадта с той же целью (отвезти груз), с которою был послан и транспорт “Байкал”, совершали плавание из Кронштадта в Петропавловск: а) транспорт “Америка” в 600 т, имевший более 10 узлов хода, пришел в Петропавловск через 10 месяцев 25 дней (капитан Шанц); б) транспорт “Або”, такой же вместимости и скорости хода, в 12 месяцев 15 дней (капитан Юнкер) и в) транспорт “Иртыш” в 450 т совершил плавание из Кронштадта до Петропавловска в 14 месяцев (капитан Вонлярлярский). По приходе в Камчатку состояло больных:

на транспорте “Америка” из 53 человек - 10 человек
на транспорте “Або” из 73 человек - 22 человека
на транспорте “Иртыш” из 50 человек - 8 человек

Из всех военных судов, отправлявшихся из Кронштадта в Петропавловск, всех скорее совершил это плавание шлюп “Камчатка” (капитан В. М. Головнин), именно в 8 месяцев 8 дней-15 днями скорее “Байкала”, но шлюп этот в 900 т имел ход более 11 узлов, а “Байкал” не ходил более 8,5 и был всего в 250 т”

 

Искусственный камень staron tempest.