Военно-морской флот России

Первое плавание экспедиционного судна "Персей"

(1923)

Как мы видели, декретом Совета Народных Комиссаров, подписанным 10 марта 1921 г. В. И. Лениным, был учрежден Пловучий морской научный институт, задачей которого было всестороннее и планомерное исследование северных морей и земель.

В том же году большая группа научных сотрудников нового института на ледокольном пароходе “Малыгин” вышла из Архангельска. За сорок семь дней плавания она выполнила ряд научных наблюдений в Баренцевом и Карском морях. Было сделано шестьдесят комплексных океанологических станций, все время производились тщательные и разнообразные метеорологические наблюдения.

К производству многих океанологических работ ледокольный пароход “Малыгин” не был приспособлен. Кроме того, он был нужен для Карских операций. Поэтому с самого образования института многие из его сотрудников мечтали о постройке специального экспедиционного судна, во-первых, приспособленного для плавания во льдах, во-вторых, оборудованного специальными лабораториями, лебедками, тралами и другими приспособлениями. Постройку такого судна удалось завершить благодаря исключительной энергии ученого-большевика - Ивана Илларионовича Месяцева, впоследствии доктора биологических наук, профессора Московского университета и декана физико-математического факультета.

Экспедиционное судно института “Персей” было построено из корпуса деревянной шхуны, заложенной в 1916 г. для морских зверобойных промыслов у Земли Франца-Иосифа. Главная машина и котел взяты с затонувшего в 1916 г. морского буксира. Все остальные судовые части были отысканы в Архангельске на разоружавшихся судах.

Переустройство корпуса (замена шпангоутов, обшивки, устройство трюмов, лабораторных помещений и кают) производилось под руководством замечательного архангельского мастера по деревянному судостроению Василия Федоровича Гостева. Всеми работами по восстановлению судна с энтузиазмом руководили инженеры-кораблестроители В. Н. Цапенко и А. С. Ворони". Много труда и любви, много выдумки вложили в дело постройки “Персея” рабочие Архангельского судостроительного завода. Студенты и аспиранты Московского университета - молодые сотрудники института - буквально дневали и ночевали на “Персее”. Вряд ли когда-либо корабль строился с такой заботой и увлечением, как “Персей”.

7 ноября 1922 г., в день пятой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, “Персей” был спущен на воду. Весной 1923 г. он вышел в Белое море на испытание как самого судна, так и всякого рода научных устройств и приборов. Попутно “Персеем” было выполнено в Белом море 17 океанологических станций.

8 том же году “Персей” отправился в свое первое серьезное плавание. Возглавлял экспедицию И. И. Месяцев, командовал судном Павел Ильич Бурков. Автор участвовал в этом плавании гидрологом.

Выйдя из Архангельска 21 августа, “Персей” 23 августа подошел к Святому Носу и от него начал подниматься на север по 41° в. д. По пути производились полные океанологические станции через каждые 30 миль и измерялись глубины через каждые пять миль.

На этом переходе выявились прекрасные мореходные качества “Персея”. На нем можно производить океанологические станции почти в любую погоду. Надо было только повернуть “Персей” против ветра и волны и затем удерживать его в этом положении почти на месте, давая соответствующие ходы машиной. Конечно, для этого необходимы некоторые навыки. Однако этих навыков еще не было, и потому, дойдя до 69° с. ш. и встретив здесь жестокий ветер, мы вынуждены были прекратить океанологические работы. Мы прошли без работ до 72° с. ш., у которой утихнувшие ветер и волна позволили возобновить исследования.

Готовясь к экспедиции, мы прочли всю доступную тогда русскую и иностранную литературу о плаваниях по Баренцеву морю. Лично я плавал в Баренцевом море в 1912 г. и в моей памяти оставались впечатления о тяжелых ледовых условиях того года. Поэтому, начиная приблизительно с 76° с. ш., стали ожидать близкой встречи со льдами. Однако льдов не оказалось вплоть до самой Земли Франца-Иосифа, к которой “Персей” подошел 30 августа. Состояние льдов в 1923 г. в Баренцевом море было исключительно благоприятным. К сожалению, экспедиция не смогла воспользоваться этими благоприятными условиями для производства исследований в высоких широтах Баренцева моря, в частности в районе Земли Франца-Иосифа. Угля было израсходовано больше, чем рассчитывали. Кроме того, вследствие одной из случайностей, предусмотреть которые иногда бывает невозможно, еще на подходе к Земле Франца-Иосифа “Персей” оказался без пресной воды для питания котла. Работа опреснителя, понятно, увеличила расход угля.

С большим огорчением мы вынуждены были повернуть от Земли Франца-Иосифа на юго-восток и 7 сентября вошли в Белушью губу Новой Земли.

Приняв уголь с зашедшего в Белушью губу парохода, “Персей” 23 октября благополучно вернулся в Архангельск. За все время плавания было выполнено 49 полных океанологических станций и сделано много измерений глубин и всякого рода сборов. Метеорологические наблюдения велись непрерывно.

Во время стоянки в Белушьей губе в прилегающем районе было собрано много материалов по геологии и биологии.

В дальнейшем “Персей” по нескольку раз в год совершал плавания в морях Норвежском, Гренландском, Баренцевом, Белом и Карском.

С 1923 по 1941 годы “Персей” сделал 84 рейса, пробыв в море около 2 000 суток, т. е. почти шесть лет, и прошел более 100 000 морских миль - расстояние, приблизительно равное пяти земным экваторам. Сотни миль “Персей” прошел в тяжелых арктических льдах.

Девять раз он побывал в водах Шпицбергена, один раз почти обогнул этот архипелаг, пять раз подходил к Земле Франца-Иосифа, двенадцать раз к Новой Земле. В 1927 г. “Персей” обогнул Новую Землю против часовой стрелки, а в 1932 г. по часовой стрелке. В Гренландском море он обогнул остров Ян-Майен и почти доходил до Гренландии. Много раз “Персей” выполнял океанологические разрезы по Кольскому меридиану (33°30' в. д.), пересекая Нордкапское течение и подмечая изменения в его напряженности и тепловом состоянии.

Значение работ “Персея” заключается не только в том, что они в конечном итоге помогли развитию рыбной промышленности в Баренцевом море и дали возможность установить связи между тепловым режимом Нордкапского течения и общей циркуляцией атмосферы (в частности, с ледовым режимом арктических морей). Оно заключается и в том, что в плаваниях “Персея” обычно принимали участие физики, химики, биологи, геологи, метеорологи.

В совместной работе отдельные ученые знакомились с достижениями родственных отраслей науки, обменивались опытом, обсуждали общие проблемы. Таким образом, “Персей” всегда был своеобразным морским университетом, особенно для плававших на нем студентов разных высших учебных заведений и разных специальностей.

Неудивительно поэтому, что большинство ведущих советских исследователей моря некогда плавало на “Персее”.