Военно-морской флот России

Плавание канонерской лодки "Красный Октябрь" к острову Врангеля

(1924)

Хотя остров Врангеля и был посещен впервые американскими кораблями, но первые сведения о его существовании были сообщены еще Сарычевым. Далее, еще Врангель поместил этот остров как предположительный на карте своих путешествий. Именно поэтому и сами американцы назвали этот остров именем Врангеля. Так как остров Врангеля находится в отечественном секторе Арктики, то еще в 1911 г. ледокольный пароход “Вайгач” поднял на острове русский национальный флаг, что не вызвало никаких дипломатических возражений со стороны других держав.

Интерес иностранцев к острову Врангеля проявился в 1914 г., когда часть сотрудников канадской экспедиции на судне “Карлук”, после гибели своего корабля, добралась по льду до этого острова.

Воспользовавшись гражданской войной и иностранной интервенцией, канадский полярный исследователь Стефанссон послал на остров Врангеля экспедицию, которая должна была поднять на нем британский флаг и остаться на острове для промыслов. В 1923 г. по распоряжению Стефанссона на остров Врангеля была высажена новая партия, состоявшая уже из одного американца и тринадцати эскимосов. С таким самоуправством иностранцев надо было покончить.

Выполнение этой задачи Советское правительство возложило на Гидрографическую экспедицию Дальнего Востока. Руководство этим делом было поручено военному моряку гидрографу-геодезисту Борису Владимировичу Давыдову, в 1910 г. командовавшему ледокольным пароходом “Таймыр” и известному по описи берегов Северного Ледовитого океана от Берингова пролива до Колымы, а также восточного берега Камчатки и Охотского моря.

Экспедиции была предоставлена канонерская лодка “Красный Октябрь” водоизмещением около 2000 т, переделанная из ледокола “Надежный”.

“Красный Октябрь” вышел из Владивостока 20 июля 1924 г., 10 августа прошел Берингов пролив и, после упорной борьбы со льдами Чукотского моря, 19 августа достиг восточного мыса острова Врангеля.

“Красный Октябрь” поднял на острове советский флаг, взял на борт людей, высаженных Стефанссоном, а также конфисковал их орудия лова и добычу как незаконные. Затем “Красный Октябрь” направился к юго-западной оконечности острова, а оттуда к чукотскому побережью. Плавание через льды пролива Лонга оказалось тяжелым. Льдами было погнуто несколько шпангоутов и сворочен руль. Ввиду недостатка угля решили переждать у мыса Отто Шмидта неблагоприятные северо-западные ветры, прижимавшие льды к Чукотскому полуострову. Однако ледовая обстановка не улучшалась. Начали готовиться к зимовке и 25 сентября прекратили пары в последнем котле. И как раз в этот день на “Красном Октябре” почувствовали зыбь - верный признак близости больших пространств свободного от льдов моря. К 27 сентября вновь собрали машину, развели пары, и “Красный Октябрь” стал продвигаться к Берингову проливу. 30 сентября у мыса Дежнева снова уперлись во льды. 3 октября льды несколько развело, и судну удалось пройти к поселку Уэлен. Здесь разобрали и перенесли на судно корпус конфискованной в 1923 г. американской шхуны и закупленный у чукчей плавник, а у поста Дежнева погрузили около 25 т угля. 6 октября с оставшимся 21 пудом угля, которого хватило бы только на 25 минут хода, “Красный Октябрь” вошел в бухту Провидения. 29 октября ледокол вернулся во Владивосток.

Любопытно, что как раз в то время, когда “Красный Октябрь” совершал свое плавание, происходили следующие события. 18 июля из Нома (Аляска) вышла паровая шхуна “Герман” с задачей поднять на острове Врангеля американский флаг и снять с него американца и его спутников. Подойти к острову Врангеля шхуна из-за льдов не смогла и ограничилась поднятием американского флага на острове Геральд.

Закрепление острова Врангеля за Советским Союзом завершилось в 1926 г., когда специальным декретом ЦИК Союза были определены западная и восточная границы Советской Арктики.

На востоке такой границей был установлен меридиан 168°49'30" з. д., проходящий в Беринговом проливе между островами Ратманова и Крузенштерна и доходящий до самого Северного полюса. В том же 1926 г. на острове Врангеля был организован постоянный советский поселок. Первым начальником острова был назначен Георги и Алексеевич Ушаков, впоследствии

прославившийся изучением Северной Земли. Люди и снаряжение были доставлены на остров Врангеля пароходом “Ставрополь” под командой Павла Георгиевича Миловзорова, который попутно поднял советский флаг на острове Геральд, отошедшем к Советскому Союзу по декрету 1926 года.