Военно-морской флот России


Самолет Бе-103

Описание Фотографии

Доп. материал

Видео

       
Длина самолета - 10,65 м
Длина самолета с метеолокатором - 10,863 м
Высота самолета на стоянке - 3,757 м
Клиренс - 0,295 м
Максимальная ширина фюзеляжа - 1,35 м
Пассажирская (грузовая) кабина - длина - 3,65 м ; - ширина - 1,25 м ; - высота - 1,23 м ; максимальные размеры грузов (длина) - 2,5 м
Крыло - размах - 12,72 м ; общая площадь - 25,1м2 ; площадь центроплана - 8,64 м2 ; площадь консолей - 16,46 м2
Шасси - колея - 2,27 м ; база 4,055 м
Хвостовое оперение - Вертикальное: высота - 2,7 м ; стреловидность - 28,65° ; площадь - 4,4 м2 : Горизонтальное : размах - 3,9 м ; стреловидность - 11,1° ; площадь - 3,68 м2
Двигатель - масса снаряженного к работе - 163,35 кг ; максимальная мощность двигателя при 2800 об/мин - 210 л.с.
Максимальный запас топлива - 245 кг
Масса - максимальная рулёжная - 2280 кг ; максимальная взлётная - 2270 кг ; максимально допустимая посадочная - 2270 кг ; полезной нагрузки (груз+топливо) - 510 кг ; пустого снаряженного самолета - 1760 кг ; пустого самолёта - 1660 кг
Нагрузка - максимальная коммерческая - 385 кг
Эксплуатационная высота полёта - 500 - 3000 м
Скорость крейсерского полёта на высоте 3000 м - экономическая 220 км/час ;
- максимальная 250 км/час
Дальность полета с запасом топлива на борту 245 кг - высота полета 500 м - 1180 км ; - высота полета 3000 м - 1100 км
Дальность полёта при нормальной заправке топливом 149 кг - 590 км
Продолжительность полёта при максимальной заправке топливом - 6,8 час
Мореходность (высота волны) - 2 балла (0,5 м)

НАЗНАЧЕНИЕ: Легкий многоцелевой самолет-амфибия Бе-103 предназначен для использования на линиях малой протяженности в различных районах Сибири и Дальнего Востока, северных районах европейской части России; а также в различных районах мира, особенно в прибрежных и островных государствах Юго-Восточной Азии, Океании, Австралии, Северной и Латинской Америки, имеющих протяженные прибрежные районы: регионы с большим количеством рек, озер, мелких водоемов, труднодоступные для других видов транспорта.

Самолет базовой конфигурации может выполнять полеты днем по Правилам визуальных полетов (ПВП, VFR). В вариантах конфигурации при установке дополнительного пилотажно-навигационного оборудования самолет получает возможность выполнять полеты по правилам полетов по приборам (ППП, IFR), при установке дополнительного противообледенительного оборудования - полеты в условиях обледенения.

МОДИФИКАЦИИ: Самолет-амфибия Бе-103 предназначен для широких областей применения:

  • грузо-пассажирские перевозки;
  • оказание срочной медицинской помощи;
  • противопожарный надзор лесоохраны;
  • оперативный контроль экологического состояния акваторий, при необходимости с посадкой для взятия проб воды;
  • обеспечение аварийно-спасательных работ на воде;
  • патрулирование морских границ и экономической зоны;
  • отдых и туристский бизнес;

В базовой конфигурации самолета предусматриваются конструкционные элементы, необходимые для установки дополнительного оборудования в условиях серийного производства Бе-103.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА: Силовая установка самолета состоит из двух авиационных поршневых шестицилиндровых двухрядных оппозитных четырехтактных двигателей внутреннего сгорания модели ТСМ 10-360 ES4 (взлетная мощность 210 л.с.) воздушного охлаждения с непосредственным впрыском топлива в цилиндры, оборудованных "мокрым" картером и системой смазки под давлением, разработки и производства фирмы "Teledyne Continental Motors Aircraft Product" (США). Двигатели закреплены на моторамах и расположены в обтекаемых гондолах, с тянущими трёхлопастными реверсивными воздушными винтами изменяемого шага MTV-12-D-C-F-R(M)/CFR183-17 фирмы "MT-Propeller GmbH" (Германия). Диаметр винта 1.83м. Двигатели установлены таким образом, что обеспечена защита воздушных винтов от воды крылом при движении самолета на воде.

Топливо (авиационный бензин) размещается на самолете в двух баках-отсеках, расположенных в левой (бак №1) и правой (бак №2) частях центроплана и расходных баках, расположенных в пилонах двигателей. Заправка топливом предусмотрена через заливные горловины каждого бака.

Головки цилиндров и топливный насос двигателя имеют внешние топливные дренажи, которые объединены общей дренажной системой СУ самолета через контрольный клапан для предотвращения загрязнения и уменьшения давления в коллекторе.

Система запуска двигателей электрическая. В качестве источника электроэнергии используются бортовые аккумуляторы, обеспечивающие три попытки запуска, или наземный источник электроэнергии. Запуск двигателя и включение системы зажигания производится стандартным выключателем зажигания, встроенным в замок зажигания, путем поворота ключа.

САМОЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Рабочее место пилота представляет собой удобное, регулируемое по росту кресло, приборную доску, центральный пульт с органами управления силовой установкой, ручку и педали управления самолетом. Возможна установка второго комплекта основных органов управления самолетом для второго пилота.

Радио и пилотажно-навигационное оборудование: Пилотажно-навигационное оборудование (ПНО) самолета Бе-103 соответствует требованиям Сертификационного Базиса и предназначено для обеспечения во всем диапазоне высот и скоростей ручного самолетовождения на внутренних и зарубежных воздушных линиях с выполнением действующих навигационных требований на всех этапах полета, в любое время суток и года, в простых и сложных метеоусловиях. ПНО позволяет определить положение самолёта относительно земли, скорость его движения, направление и высоту полета, скорость изменения высоты и скольжения. Все визуальные приборы и пульты управления размещены на приборной доске, на верхнем и боковых пультах в кабине пилотов.

Система электроснабжения: В составе СЭС (система электроснабжения) имеются основные и аварийные источники электроэнергии. Основные источники электроэнергии - два генератора постоянного тока ТСМ 653344 фирмы "Teledyne Continental Motors" номинальной мощностью 1,7кВт (70А) каждый, установленные на двигателях и аварийный источник - аккумуляторная батарея F20/17H1CT-2 фирмы "VARTA" ёмкостью 17А.ч.

При отказе одного из генераторов, мощности работающего достаточно для электропитания всех потребителей. Аккумуляторная батарея применяется на земле для автономного запуска двигателей и в полете для питания приемников первой категории при отказе двух генераторов.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: Самолет-амфибия Бе-103 представляет собой моноплан с низко расположенным, водоизмещающим трапециевидным крылом с корневыми наплывами, цельно поворотным горизонтальным оперением и трёх опорным шасси с передней опорой. Реализация концепции водоизмещающего крыла с возможностью глиссирования на трех точках (редан, правая и левая задние кромки крыла) дает существенный выигрыш в устойчивости движения по воде и повышении мореходности. Профиль крыла в районе стыка лодки и центроплана имеет уплощенную нижнюю поверхность, соответствующую профилю NACA-4410 с плавным переходом к стыку центроплана и консоли. Консоль имеет постоянный профиль NACA-2412M, модифицированный в области носика, с утолщенной задней кромкой, на консольной части крыла размещен фиксированный предкрылок.

Конструкция агрегатов планера клепаная, выполнена из алюминиевых сплавов с применением специальных мер антикоррозионной защиты (в связи с эксплуатацией самолета в морских условиях) и из композиционных материалов на основе стеклонаполнителей. Планер конструктивно выполнен в виде неразъемного агрегата, состоящего из лодки, средней части крыла(СЧК), киля, пилонов двигателей и отъемных агрегатов: отъёмных частей крыла(ОЧК), стабилизатора, руля направления и мотогондол.

КОМПОНОВКА: Компоновка самолета выполнена с учетом требований эргономики, эксплуатационной технологичности, норм летной годности, а также создания комфортных условий для пассажиров и экипажа.

Лодка и крыло самолета разделены водонепроницаемыми переборками на изолированные отсеки для обеспечения непотопляемости на плаву.

В носовом отсеке размещена передняя опора шасси и механизмы её уборки/выпуска. На верхней поверхности отсека установлена рамочная антенна радиокомпаса. В передней части отсека по требованию заказчика возможна установка РЛС (радиолокационная станция).

В кабине самолета базового грузопассажирского варианта расположены рабочее место пилота и кресла для пассажиров. Установлено 6 кресел по 2 в ряду с узким центральным проходом (200мм), шаг кресел 1220мм и 860мм. В задней части кабины оборудован багажный отсек объемом 0,8 м3.

В передней части кабины слева находится входной люк размерами 1300х900 мм с откидывающей вверх крышкой люка. Симметрично ему на правом борту находится аварийный люк. В остекленной крышке входного люка выполнена форточка размерами 180 х 110мм. Для входа и выхода из кабины на земле и плаву в левом носке центроплана предусмотрен встроенный трап.

Под каждым креслом размещен надувной жилет МК-20(SV) для аварийного покидания на плаву. На рабочем месте пилота установлена аварийная радиостанция и ручной огнетушитель. В передней части кабины размещено морское оборудование: якорь-кошка, линь с бросательным концом, багор и др.

Задняя стенка кабины отделяет кабину от багажного отсека. В задней части багажного отсека размещены блоки системы электроснабжения и узел регулирования температуры системы обогрева кабины.

В подпольных отсеках кабины расположены тяги и качалки системы управления самолетом, проводка управления двигателями, электрожгуты и трубопроводы системы обогрева и вентиляции кабины, а также трубопроводы гидросистемы.

В СЧК (средняя часть крыла) находятся ниши левой и правой опор шасси, баки топливной системы.

Вдоль передней кромки консолей крыла установлены неподвижные предкрылки.
В носовой части левой и правой отъёмных частей ОЧК установлены посадочно-рулежные фары. В законцовках крыла размещены аэронавигационные огни. На нижней поверхности ОЧК имеются узлы для швартовки самолета на земле.

Переоборудование самолета в другие варианты осуществляется в заводских условиях.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ: Первый полёт самолёт Бе-103 выполнил 15 июля 1997 года. В настоящее время на Таганрогском Испытательном Комплексе проходят лётные и статические испытания трех прототипов. Первый полёт второго прототипа состоялся 17 ноября 1997 года. На КНААПО построен самолёт-демонстратор Бе-103, оборудованный зарубежной авионикой, который выполнил первый полет в Комсомольске-на-Амуре 19 февраля 1999 года.

Ведутся испытания статического и повторно-статического образцов. Выполнены все основные случаи по нагрузке шасси, имитирующие посадку на бетонную и грунтовую ВГШ, и лодки - при посадке на воду. Ведутся дополнительные испытания по нагрузке крыла с предкрылком.

После окончания испытаний и получения Сертификата типа и Сертификата производства с 2001 года предполагается начать коммерческие поставки самолётов заказчикам.